Из ракетного института в Палехское училище
Вот уже несколько лет как художник осел в родном городе, а до этого немало поколесил по стране: расписывал храмы и иконостасы, трудился в творческих мастерских, писал иконы для самых высоких духовных чинов. Одну из них несколько лет назад подарили Патриарху.
«Рисовать любил с детства. Закончил кинешемскую художественную школу, но почему-то решил стать военным. Отправился поступать в Серпуховский военный институт ракетных войск, но вернулся оттуда после начала вступительных экзаменов — не понравился строгий казарменный режим. Тогда и решил возвратиться к старому увлечению, поступил в Палехское училище имени М.Горького. Уже со второго курса пошел работать художником лаковой миниатюры. С 3 курса у нас ввели предмет — иконопись. Я увлекся», — вспомнил свои ранние годы Александр.
«Однажды поступил заказ на большую икону. Как оказалось, ее готовили в подарок Патриарху Алексию II, который приехал на юбилей завода. Вообще часто так бывало, пишешь икону, не знаешь, к кому она уйдет, а потом выясняется, что к кому-то из правительства», — рассказывает мастер.
Оплата за труд была сдельная. Каждую икону оценивали на художественном совете, приезжали цензоры из Троице-Сергиевой Лавры. Смотрели на сложность, уровень исполнения, соблюдение канона. Александр признается, что за количеством он не гнался, всегда хотелось взять работу посложнее, многодельнее, из-за чего немало терял в зарплате.
«Леса установить там было сложно из-за большой высоты, и на растяжках подвесили огромный круглый щит диаметром 15 метров, с которого мы и расписывали купол. Работали на высоте около 70 метров. Чтобы описать размер этой ходящей под ногами площадки, скажу, что на ней одновременно находилось до 30 человек. Но обошлось без несчастных случаев», — признался он.
После этой поездки он принял участие в росписи многих храмов по всей стране: храмовый комплекс преподобного Сергия Радонежского в Москве , храм живоначальной троицы острова Валаам , Троице-Сергиев Варницкий монастырь , храм Смоленской иконы Божией Матери в Орле, а также храмы Ярославской и Рязанской областей. Практически все храмы, где работал Александр, освещал сам Патриарх Кирилл.
Поволока, левкас, графья и темпера
«До Революции в каждой семье было принято иметь икону. Их дарили на свадьбы, венчание, на рождения детей (мерные) и писали так называемые семейные иконы-небесные покровители. А сейчас народ от этого отошел. Считают, что достаточно просто купить фотографию или картинку, поставить на книжной полке. Но нельзя их в этом осуждать, времена непростые, а икона ручной работы, да еще выполненная по всем канонам, стоит недешево, не каждый может себе позволить», — размышляет художник.
«Использую только натуральные минеральные краски и беличьи кисти. Материалы дорогие. Один цвет от 200 до 800 рублей. А нужно больше 20 цветов. Замешиваются краски (по-нашему — втвариваются) с помощью куранта на яичной эмульсии. Желток отделяется, обезжиривается катанием в руках, а чтобы не испортился — добавляем несколько капель пива или винного уксуса. Золото использую настоящее, сусальное. Оно растирается до состояния пыли, смешивается с гуммиарабиком (древесной смолой) и наносится тонкой кистью. Обязательно потом полируется до блеска волчьим или кабаньим клыком, но если нет — можно агатом и даже градусником. Последним пишется лик святого. Самая тяжелая и кропотливая работа. Когда икона написана, она покрывается натуральной льняной алифой. И еще около недели просушиваешь ее на сквозняке», — раскрывает секреты Александр Кача.
Готовая икона обязательно должна быть освящена, и лучше всего, считает художник, когда заказчик это делает сам. При этом благословения перед началом работы над каждой отдельной иконой не требуется, но во время написания существуют свои правила, преступать которые нельзя. Обязательно перед написанием иконы читается молитва иконописца. Работая над образом святого, надо знать его историю, житие, нельзя потреблять алкоголь, даже накануне, сквернословить, строго запрещено работать в Великие церковные праздники.
Много лет глубоко верующий Александр Кача имеет дело со святыми вещами и не раз сталкивался с необъяснимым, которое можно назвать чудом. А уж сколько историй успел услышать в намоленных местах! Лично видел мироточащие иконы. Но самый памятный случай произошел с ним в детстве. Возможно, считает он, это и предопределило выбор его жизненного пути.
В семилетнем возрасте он смастерил себе деревянное ружьишко, а старший брат с ним сфотографировал. Через полчаса пошел гулять, залез на дерево во дворе и… сорвался с высоты четырехэтажного дома. В больнице диагностировали серьезную травму позвоночника, лечился несколько месяцев, учился заново ходить. Слава Богу, обошлось без серьезных последствий. Черно-белую фотографию, сделанную накануне, распечатали только через год (тогда еще были пленочные фотоаппараты). На ней за спиной маленького Саши обнаружили очертания двух больших крыльев.
«Это неоспоримый факт, что в тот день мой ангел-хранитель находился рядом» , — заключает Александр.Вот такие чудеса!
Познакомиться с работами иконописца Александра Кача можно в его группе в соцсетях.
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней! Автор: Василий Мальцев